Пуантилизм. Поль Синьяк

Пуантилизм. Поль Синьяк

(фр.Paul Signac, 11 ноября 1863 — 15 августа 1935) — французский художник-неоимпрессионист, представитель направления пуантилизма.

Крепкая и любящая семья (Поль — единственный ребенок), отсутствие финансовых проблем и поддержка родных. Вот, в какой атмосфере жил художник. Отец Поля был владельцем лавки и сумел обеспечить семью так, что нуждаться им не пришлось и после его смерти — он умер, когда сыну исполнилось 17 лет. Мать поначалу не пришла в восторг от избранного сыном пути, тем более, что учился тот хорошо, в гуманитарных науках вообще обращал на себя внимание преподавателей особым талантом и мог бы получить более «толковую» профессию.

В 1879 году Поль посетил четвертую выставку импрессионистов. Именно тогда 16-летнего юношу, делавшего наброски с Дега, прогнал Гоген, заявивший: «Здесь не копируют!». Поля это ничуть не смутило. В качестве официального обучения он некоторое время посещал мастерскую Эмиля Бина, но отзывался об этом периоде весьма пренебрежительно. А вот визиты на выставки импрессионистов и в лавки маршанов, благосклонных к авангарду, считал делом важным и нужным. А спустя пять лет произошло событие, изменившее ход мировой живописи. Отвергнутые официальным Салоном художники создали свой Салон независимых. В 1908 году Синьяк его возглавит…

Венеция. Розовые облака. 1909

Имена Жоржа Сёра и Поля Синьяка чаще всего произносят вместе. Познакомились они в 1884 году, и Сёра сразу же увлек друга своей техникой пуантилизма — это метод написания картины посредством расположенных рядом точек чистых контрастных цветов. Также это направление называли дивизионизмом и неоимпрессионизмом — последний вариант Сёра и Синьяку нравился больше прочих (Синьяк даже написал портрет критика Феликса Фенеона, автора термина «неоимпрессионизм»).

Портрет Феликса Фенеона, 1890

Пройдя через технику пуантилизма и отказавшись от нее, Синьяк обретет свой стиль. Он чаще всего продолжает следовать теории сочетаний контрастных цветов как способу создания света, но точки ему заменяют мазки. Впрочем, отличие не только в замене точки на мазок. Эмоциональному, чувствительному, легкому Синьяку был чужд научный, рассудочный подход Сёра. Он говорил, что подчиняет краски и линии тому душевному движению, которое хочет передать, а не воплощает научную теорию сочетания контрастных цветов.

Сосна. Сен-Тропе (Сосна Берто)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *